Добрый день, мой читатель. Дороги с разбитым асфальтом в ухабах и ямах – к сожалению, обычное зрелище для садоводческих товариществ. Но когда речь заходит о починке – всегда встает вопрос: а кто должен этим заниматься. Что на этот счет говорит закон?
Загрузка ...
Нормы законодательства
Руководствоваться здесь нужно двумя основными актами:
- ФЗ «О ведении садоводства и огородничества» №217-ФЗ. На основании этого закона действуют СНТ.
- ФЗ «Об автодорогах и дорожной деятельности» №257-ФЗ. Как видно из названия, он касается именно автомобильных дорог.
Исходя из этих законов, дороги в СНТ делятся на две категории:
- подъездные, которые находятся в ведении муниципальной (районной) власти;
- внутренние – за них отвечает уже СНТ.
Таким образом, те дороги, которые ведут к СНТ, должна чинить местная администрация, а вот те, что подходят к каждой даче, уже ремонтируются за счет самих садоводов. Конкретно решение о ремонте принимает общее собрание, там же назначают тех, кто будет собирать деньги на него и наблюдать за качеством выполненной работы.
Проблемы с подъездными путями
Что касается ведущих к СНТ дорог, то тут часто возникает такая трудность: на балансе у местной администрации они не стоят, поскольку не относятся к магистралям общего пользования. И вот тут засада: ремонтировать их за счет СНТ нельзя – закон №217-ФЗ не разрешает товариществам садоводов оплачивать какую-то деятельность за пределами СНТ. Единственный выход – добиться, чтобы муниципальная власть взяла их на свой баланс.
Честно скажем, проблем тут море. Местные администрации энтузиазмом не горят, а другого собственника найти почти невозможно: во времена СССР дороги строили все, кому это было нужно, и прежних организаций или их правопреемников уже не найдешь. Однако шансы есть: ч. 11 ст. 13 ФЗ «Об автодорогах» прямо предписывает администрациям содержать дороги местного значения.
Дороги в СНТ
Что касается подъездных путей к дачам, то они, согласно уже ЗК и ГК РФ, относятся к категории земель общего пользования. Но несмотря на то, что пользоваться ими могут все, у конкретного участка дороги может быть свой владелец – и любые работы надо согласовывать с ним.
Члены СНТ имеют право улучшать инфраструктуру товарищества. Но тут нужно не только общее решение, принятое на собрании, но и согласие всех дачников, мимо чьих участков пройдет дорога.
А модернизация необходима, поскольку большая часть внутренних путей в СНТ до сих пор не соответствует СНиП 30-02-97. Эти нормы, в частности, требуют ширины проезжей части от 7 м, а проездов – от 3,5 м. Это необходимо, чтобы к каждому участку беспрепятственно могла подъехать спецтехника при пожаре.
Если СНиП не соблюдается, и дороги уже – нарушение может зафиксировать уже пожарная инспекция. Ее полномочий хватит, чтобы возбудить производство и, при необходимости, добиться решения суда о принудительном производстве дорожных работ за счет нарушителей (то есть СНТ). Тогда строить дорогу придется даже без согласия членов товарищества.
К счастью, необходимость соблюдения нормативов понимают не только местные, но и региональные власти. В результате достаточно часто из областного (краевого, республиканского) бюджета выделяются значительные суммы на дорожное строительство именно небольших дорог внутри районов – в том числе и расположенных на территориях садоводческих объединений и товариществ.